Назад
Информационный обзор о ситуации в строительной отрасли 20.11-27.11.2020 (НОРМОТВОРЧЕСТВО, СОВФЕД, ДУМА)
04.12.2020
  1. НОРМОТВОРЧЕСТВО, СОВФЕД, ДУМА

 

1.1. 11.2020 Главгосэкспертиза России. Переход к ресурсному методу оценки стоимости строительства должен обойтись без шоковой терапии 

Такое мнение высказал в ходе VI Всероссийского совещания организаций государственной экспертизы заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Сергей Лахаев, обсудивший с участниками совещания трансформацию системы ценообразования и сметного нормирования. Один из ключевых этапов реформы — подготовка к переходу на ресурсно-индексный метод, применение которого планируется в России с 2022 года.

«Анализируя последние события и перемены в ценообразовании, я все же намеренно хотел бы избежать слова „реформа“, так как все меры, предпринимаемые сегодня Минстроем России совместно с Главгосэкспертизой, продиктованы необходимостью в глубинных преобразованиях системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве и переводом ее на качественно новый уровень. Речь идет о повышении доступности и достоверности информации, достоверности самой системы ценообразования и ее совершенствования, но не о радикальной перестройке всей системы в целом», — подчеркнул Сергей Лахаев.

Как пояснил спикер, до 2016 года для определения сметной стоимости строительства объектов, финансируемых за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, фактически безальтернативно применялся базисно-индексный метод. «Мы не считаем, что этот метод стал неприменимым, и поэтому он плохой. У базисно-индексного метода много плюсов — и очень больших. Вопрос, скорее, в его реализации, инструментах и механизмах, которые могли бы поддерживать базисно-индексный метод в рабочем состоянии», — считает Сергей Лахаев. В итоге множество накопившихся и нерешенных своевременно проблем стали приводить к постоянному снижению точности и прозрачности применяемых механизмов ценообразования, отметил замглавы Главгосэкспертизы России.

Так, к 2016 году номенклатура индексов пересчета сметной стоимости строительства объектов содержала лишь 30 видов объектов. А номенклатура материалов, содержащая на тот момент менее 400 позиций, стала недостаточной для расчета индексов. Кроме того, долгое время не актуализировалась и нормативно-методическая база по ценообразованию в строительстве, поэтому многие нормы и методики расчетов не учитывали современные требования в части учета видов затрат.

С 2016 года Минстрой, исполняя поручения Президента Российской Федерации, приступил к реализации комплексных работ по совершенствованию системы. Ключевой элемент преобразований заключался в переходе на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства в тех случаях, когда проекты реализуются с привлечением средств бюджетной системы РФ, а также инвестиций госкомпаний.

Но ряд механизмов, разработанных в 2016-2018 годах в ходе трансформации системы ценообразования, оказались недостаточно эффективны, что привело к невозможности осуществить переход на ресурсный метод одномоментно и в запланированные сроки. Меры по поддержанию базисно-индексного метода в работоспособном состоянии и по его развитию были заморожены. Кроме того, в качестве негативного момента стоит отметить, что региональные центры фактически были исключены из государственной системы ценообразования. «С учетом масштабов страны и специфики ценообразования, сложившейся почти в каждом из 85 регионов, провести реформу в короткий срок оказалось невозможным», — пояснил Сергей Лахаев.

В 2019 году Минстрой и Главгосэкспертиза приступили к реализации мероприятий, утвержденных Правительством России и направленных на то, чтобы обеспечить, начиная с 2022 года, внедрение ресурсно-индексного метода, после чего переход на ресурсный метод может осуществляться эволюционным путем в каждом регионе по мере увеличения наполняемости ФГИС ЦС данными о стоимости строительных ресурсов. «Переход на ресурсно-индексный метод позволит значительно повысить достоверность определения сметной стоимости по сравнению с базисно-индексным методом, применяемым в настоящее время. Тем самым он обеспечит постоянное повышение точности сметных расчетов за счет пополнения данных о текущих сметных ценах строительных ресурсов во ФГИС ЦС», — рассказал Сергей Лахаев. Он также подчеркнул, что единая цифровая платформа цен крайне важна для строительной отрасли, и сейчас продолжается ее доработка.

Уже завершена работа по созданию личных кабинетов поставщиков для подачи данных о стоимости материалов, а также личных кабинетов госкомпаний, органов исполнительной власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти: они будут запущены в эксплуатацию в начале 2021 года. Это позволит повысить наполняемость ФГИС ЦС, автоматизировать процесс подачи данных от субъектов и госкомпаний для расчета индексов изменения сметной стоимости, оптимизировать процедуру формирования и актуализации перечней производителей строительной продукции.

Отвечая на вопрос о проблеме пересчета базисного уровня стоимости сметных нормативов с 2000-го года, который был задан в ходе открытой дискуссии, Сергей Лахаев сообщил, что эта задача решается в рамках работы Минстроя и Главгосэкспертизы по переходу на ресурсно-индексный метод и будет завершена в 2021 году. «Это позволит устранить все сложности, связанные с тем, что за двадцать лет цена разных материалов изменились по-разному, и, следовательно, при применении индекса к одному или группе ресурсов эти несоответствия будут исключены».

 

1.2. 11.2020 News.ru. Налоговики готовят сюрприз российским ипотечникам

Главный налоговый консультант юридической фирмы Tax Compliance Юлия Павлова заявила, что российские ипотечные заёмщики вскоре могут получить приятный подарок от властей.

По её словам, Федеральная налоговая служба (ФНС) и Минфин готовят законопроект, согласно которому для получения налогового вычета при покупке жилья будет достаточно просто подать заявление через личный кабинет на сайте ФНС, сообщает РИА Новости.

В настоящее время россияне заполняют налоговую декларацию и представляют в инспекцию документы, подтверждающие их официальный доход, право собственности на жильё, кредитный договор и копии платёжных документов.

Однако на практике сбор документов для получения этих вычетов нередко создавал трудности. Нередко при самостоятельном заполнении деклараций люди делали ошибки, что ещё больше затягивало сроки, — пояснила Павлова.

Она добавила, что сейчас налоговики получают всю необходимую информацию о гражданах, сами могут высчитать размер вычета и перевести деньги налогоплательщику. С принятием нового закона значительно — до полутора месяцев — сократятся сроки получения денег.

Ранее NEWS.ru сообщал, что Минстрой работает для сохранения программы льготной ипотеки после 1 июля 2021 года. Об этом заявил руководитель ведомства Ирек Файзуллин. По его словам, Минстрой вместе с кабмином оценит ситуацию на рынке к середине 2021 года и примет решение — цены на жильё в новостройках не должны быстро расти. К лету следующего года предложение застройщиков должно вырасти до уровня спроса.

 

1.3. 11.2020 РИА Недвижимость. Минстрой разработал меры по поддержке низкомаржинальных застройщиков

Министерство строительства и ЖКХ России завершило разработку мер поддержки региональных застройщиков с низкой рентабельностью в регионах в условиях их перехода на проектное финансирование и счета эскроу, сообщил в понедельник на заседании в Совете Федерации замглавы ведомства Никита Стасишин.

В конце октября президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 июля 2021 года принять меры поддержки низкомаржинальных проектов строительства жилья, предусмотрев субсидирование процентной ставки по кредитам застройщиков.

«Проект по низкомаржинальным застройщикам готов, сейчас с Минфином согласовываем источник финансирования», — сказал замминистра.

По словам Стасишина, в настоящее время также ведется анализ таких застройщиков, чтобы определить, кто, по каким причинам и в какой поддержке нуждается. После данного анализа станет понятен и объем финансирования программы в целом, уточнил он.

Замминистра рассказал, что на сегодняшний день из 5671 реализуемого в стране проекта 3160 используют эскроу-счета. При этом он отметил, что есть регионы, где по эскроу строится подавляющая часть, а в Калмыкии и Курганской области показатель составляет уже 100%. «Статистика показывает, что с эскроу банки работают не только в крупных городах», — добавил он.

 

1.4. 11.2020 Минстрой НОВОСТИ. Пересмотр СП 25 учитывает изменения климата и повышает безопасность сооружений в Арктической зоне РФ

Минстрой России пересмотрел требования к проектированию оснований и фундаментов зданий и сооружений на многолетнемерзлых грунтах, направленные на обеспечение безопасности строительства в криолитозоне страны.

В связи с наличием многолетнемерзлых грунтов наблюдаемое в мире в последние годы изменение климата имеет особое значение и в целом для криолитозоны, и для Арктики России. Повышение температуры воздуха вызывает их деградацию и интенсификацию опасных криогенных процессов, негативно отражающихся на устойчивости зданий и сооружений. С повышением температуры многолетнемерзлых пород уменьшаются их прочностные свойства и возрастают их деформационные характеристики, что впоследствии ведет к разрушению объектов капитального строительства.

В настоящее время, в городах, расположенных на территории криолитозоны и Арктической зоны России, существует большое количество острых вопросов, связанных с эксплуатацией жилищного фонда и новым строительством.

«Зачастую эта проблематика обусловлена именно отсутствием в нормативно-технической базе современных технологий, инновационных материалов, а также соответствующей методологии расчетов. В принципе изменения климата требуют переосмысления подходов строительства в Арктической зоне РФ. Благодаря разработанному проекту пересмотра СП 25 «Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах» снизится опасность возникновения аварийных ситуаций при длительной эксплуатации зданий и сооружений, возведенных в криолитозоне», – сообщил заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Дмитрий Волков.

Пересмотр СП 25 обеспечивает внедрение новых и усовершенствованных способов фундаментостроения на многолетнемерзлых грунтах, а также уточненных методик расчетов по прочности и деформациям, обусловленных необходимостью учета изменения климата при проектировании оснований и фундаментов, а также появлению новых способов определения свойств мерзлых и оттаивающих грунтов.

«Изменения, внесенные разработчиками в текст свода правил СП 25 «Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах», призваны закрыть существующие пробелы в проектных требованиях и позволят в будущем избежать необходимости разработки целого ряда специальных технических условий, связанных с возможностью применения прямошовных труб для устройства свай в вечномерзлых грунтах, использования сухих смесей для заполнения металлических свай, а также возможности передачи части проектных нагрузок на сваи в процессе замораживания основания. Результаты работы получили согласование и высокую оценку организаций нефтяной и газовой отраслей. Вносимые изменения позволят достичь существенной экономии средств при строительстве в условиях Крайнего Севера, в том числе за счет отсутствия длинного плеча доставки бетонного раствора и необходимости организации растворных узлов на площадке. Эта экономия оценивается на уровне свыше 400 млн рублей в год», – прокомментировал важность готовящегося документа директор НИИОСП им. Н.М. Герсеванова АО «НИЦ «Строительство» Игорь Колыбин.

На основании анализа разрабатываемых специальных технических условий (СТУ) и обсуждения с заинтересованными организациями проработаны вопросы по использованию электросварных прямошовных труб в качестве свай и заполнения внутренней полости труб сухой цементно-песчаной смесью (ЦПС). Применение ЦПС позволит сократить установочные сроки производства работ приблизительно на 20% относительно существующих трудозатрат при использовании растворов.

«СП 25 – документ из ТОП-2 по количеству разработанных и согласованных Минстроем России в 2019 г. Всего за указанный год было зарегистрировано около 100 СТУ, большая часть из которых носила повторяющийся характер. По результатам работ над пересмотром этого документа необходимость в подобных СТУ будет исключена», – отметил заместитель директора ФАУ «ФЦС» Александр Неклюдов.

В целях модернизации наиболее распространенного способа устройства свайных фундаментов на многолетнемерзлых грунтах для сокращения сроков строительства в проект включены положения по проходке лидерных скважин для установки буроопускных свай с помощью струйной технологии, а также расчеты теплового взаимодействия сооружений с многолетнемерзлыми грунтами. При выполнении таких работ следует учитывать внесение в массив грунта тепла вследствие применения раствора бетона при устройстве буроопускных полых свай для заполнения их внутренней полости. Использование струйной технологии также позволит значительно сократить время разбуривания скважин в массивах прочного мерзлого грунта.

В составе документа предусмотрена возможность применения в многолетнемерзлых грунтах буроинъекционные сваи, что позволит избежать целой серии аварийных ситуаций, связанных с деформированием фундаментов существующих зданий вследствие повышения температур основания за счет их усиления. Эта технология применима для крепления защитных сооружений от опасных геологических и геокриологических, в том числе склоновых процессов.

Новые положения СП 25 также связаны и с расширением и уточнением величин удельного сцепления и угла внутреннего трения многолетнемерзлого грунта, определением критерия перехода мерзлых грунтов из пластичномерзлого состояния в твердомерзлое.

Кроме того, учтены требования к железобетонным конструкциям, расположенным в слое сезонного промерзания-оттаивания, подвергающимся попеременному замораживанию и оттаиванию в водонасыщенном состоянии при проектировании зданий с полами по грунту в районах с расчетной зимней температурой наружного воздуха ниже минус 40°С.

По словам Андрея Алексеева, руководителя ЦГГИ НИИОСП им. Н.М. Герсеванова АО «НИЦ «Строительство», в последние годы были завершены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в результате выполнения которых появились новые данные, позволяющие дополнить и уточнить отдельные положения по проектированию оснований и фундаментов зданий и сооружений на многолетнемерзлых грунтах. Именно эти новые данные отображены в проекте пересмотра СП 25.

 

1.5. 11.2020 АНСБ. Объектам в рамках нацпроектов присвоят уникальный идентификатор

Заместитель начальника Главгосэкспертизы России Наталья Богомолова сообщила на VI Всероссийском совещании организаций государственной экспертизы, что система Главгосэкспертизы России по учету объектов строительства, проектируемых в рамках нацпроектов, будет интегрирована с подсистемой по управлению нацпроектами, оперируемой Министерством финансов России и Федеральным казначейством (ГИС «Электронный бюджет»).

В мае 2018 года указом президента Российской Федерации были утверждены национальные проекты по тринадцати стратегическим направлениям: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт.

Заместитель начальника Главгосэкспертизы России Наталья Богомолова отметила, что для формирования и консолидирования информации по национальным проектам Главгосэкспертизой России создана система учета объектов строительства, проектируемых в рамках нацпроектов.

«К системе предоставлен доступ всем региональным экспертным организациям, для каждой создан свой личный кабинет, куда предоставляются сведения об объектах, которые относятся к национальным или региональным проектам и которые проходят через эту организацию», — рассказала спикер. В 2019 году по итогам рассмотрения проектов строительства объектов, включенных в национальные проекты, выдано 6003 заключения, в первом полугодии 2020 года – 2471 заключение, из которых 358 относится к нацпроектам здравоохранения.

Интерфейс системы учета таких объектов позволяет получить информацию о наименовании объекта и его отнесении к тому или иному национальному проекту, субъекте федерации и населенном пункте, где планируется строительство. Также в числе данных указывается застройщик, строительный адрес, функциональное назначение, заявленная стоимость, процент участия и процесс федерального бюджета.

Кроме того, как отметила Наталья Богомолова, Президиум Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам создал подгруппы «Строительство и экспертиза» и «Интеграция информационных систем», в работе которых участвуют эксперты Главгосэкспертизы России. В 2020 году на их совместном заседании обсуждались такие вопросы, как присвоение объектам капстроительства индивидуального идентификатора и его использование в различных информационных системах, ведение единого реестра объектов, строящихся в рамках нацпроектов, с уникальными идентификаторами, формирование единой системы алгоритмизированных взаимоотношений участников строительной отрасли, обеспечивающей обмен информацией и документацией по всей цепочке движения инвестиционного проекта.

Поскольку в настоящий момент нет единообразного подхода к идентификации объектов, реализуемых в рамках нацпроектов, было предложено присваивать каждому уникальный идентификационный номер главного распределителя бюджетных средств – при чем вне зависимости от объёма бюджетного финансирования. Такой подход позволит создать единый

перечень объектов, реализуемых за счет бюджетных средств в системе «Электронный бюджет» при адресном пообъектном распределении средств.

«Реализовать это предложение планируется в следующем году. Оно создаст условия для контроля объекта на протяжении всего его жизненного цикла и отслеживания сведений о таком объекте в том или ином информационном ресурсе», – сказала Наталья Богомолова.

Заместитель начальника Главгосэкспертизы России также подчеркнула, что сегодня самая актуальная задача в работе со строительством по нацпроектам — своевременное наполнение информационных систем, работа которых позволяет избежать рисков срыва сроков реализации проектов или — в самом худшем случае — недостижения заявленных целей.

1.6. 11.2020 За-Строй.РФ. Изменения в Градкодекс по ПЗЗ

Питерские парламентарии внесли в Госдуму законопроект об утверждении правил землепользования и застройки исполнительной властью городов федерального значения

Соответствующий документ, внесённый Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, опубликован в базе данных Государственной Думы. Данным проектом вносятся изменения в Градостроительный кодекс РФ. Поясняется, что инициатива направлена на совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности в городах федерального значения.

В пояснительной записке к документу отмечено, что законопроектом предлагается предусмотреть, что правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя – утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов нашей страны – городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законами этих субъектов не установлено, что они утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов.

Подчёркивается, что разделение полномочий по утверждению правил землепользования и застройки и Генерального плана между исполнительной и законодательной ветвями власти в Петербурге ограничивает оперативное согласованное изменение градостроительной документации, в связи с чем ухудшаются условия и привлекательность для инвестиционной активности.

Также отмечается, что данная проблема характерна для Петербурга, а для других городов федерального значения она может быть несущественна, поэтому предлагается возможность выбора наиболее удобного для регионов механизма утверждения градостроительной документации.

 

1.7. 11.2020 АНСБ. Порядок аттестации экспертов меняется и будет одинаков для любой экспертизы

О новом порядке аттестации специалистов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и об основных изменениях, которые вносятся в процедуру, рассказал в ходе VI Всероссийского совещания организаций государственной экспертизы директор Департамента разрешительной деятельности и контроля Минстроя России Владимир Калинкин.

Разработка нового порядка аттестации экспертов связана с «регуляторной гильотиной», отменяющей с 1 января 2021 года прежнюю процедуру, утвержденную постановлением правительства Российской Федерацией от 31 марта 2012 года №271 «О порядке аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий».

По словам спикера, проект нового нормативного акта пока еще находится в стадии межведомственного согласования. И поскольку проект доступен на сайте Минстроя России для публичного обсуждения, он постоянно обновляется с учетом замечаний экспертного сообщества. «Надеюсь, что участники Всероссийского совещания организаций государственной экспертизы примут участие в его обсуждении», — сказал Владимир Калинкин, подчеркнув, что документ будет принят до конца года.

В числе наиболее важных нововведений в практике подтверждения квалификации экспертов следует отметить объединение процедур аттестации для государственных и негосударственных экспертиз. В частности, новый порядок предусматривает выполнение обязательного практического задания, помимо письменного тестирования для негосударственных экспертов и устного экзамена для работников государственных организаций. Таким образом, набор квалификационных требований для работников института строительной экспертизы стал практически одинаковым.

Аттестацию, по новым правилам, можно будет проходить в дистанционном формате, что особенно актуально в условиях ограничений, вызванных пандемией коронавирусной инфекции. Но, как предположил Владимир Калинкин, технические условия для запуска этого механизма появятся, скорее всего, ближе к концу 2021 года.

«Полный перечень вопросов для тестирования, как и сейчас, будет доступен на сайте Минстроя», — сказал Владимир Калинкин. Здесь же можно будет пройти тестирование, и не только в пробном режиме, но и в рамках официальной аттестации. При аттестации экспертам будут предложены для рассмотрения реальные разделы проектной документации, замечания к которым будут оперативно оцениваться в ходе аттестации. Но открытый доступ к практическим заданиям не запланирован. «С подобной практикой выполнения обязательных заданий уже знакомы те эксперты, кто проходил аттестацию за последние полгода», — пояснил директор Департамента разрешительной деятельности и контроля Минстроя России.

Он также сообщил, что во второй половине 2021 года планируется обновление базы вопросов для тестирования, чтобы они отвечали актуальной нормативной базе, которая очень динамично меняется в последнее время.

Еще одна важная новация, сообщил докладчик, – это возможность продления аттестата. «Если раньше его продление приравнивалось к процедуре новой аттестации, то, согласно новым правилам, действие квалификационного аттестата будет продлеваться автоматически по итогам оценки не менее 20 комплектов проектной документации, рассмотренной экспертом за последние четыре года», — сообщил Владимир Калинкин. Введение автоматической процедуры будет осуществляться постепенно, по мере готовности к этому информационных систем Минстроя и наполнения базы данных ЕГРЗ.

Спикер также представил реестровый принцип, на основе которого будет введен новый порядок аттестации экспертов. «Бумажных аттестатов больше не будет: все данные будут вносить в официальный реестр экспертов, который будет запущен и интегрирован с базой данных ЕГРЗ», — сообщил Владимир Калинкин участникам VI Всероссийской конференции организаций государственной экспертизы.

 

1.8. 11.2020 ЕРЗ. РСПП за отмену требования об обязательном размещении мусоропроводов в МКД

Общественная организация направила в Минстрой обращение от 23.11.2020 №1803/06 о поддержке соответствующей инициативы.

РСПП поддержал предложение Координационного совета отделений РСПП в ЮФО о внесении соответствующих изменений в п. 9.32 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные», предусматривающий необходимость устройства мусоропровода во вновь строящихся и реконструируемых МКД этажностью 5 этажей и выше.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 №985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»…», указанный свод правил является обязательным к применению.

Общественная организация предлагает перевести это требование в разряд рекомендаций и предусмотреть возможность отказа от мусоропроводов при условии обеспечения раздельного сбора и ежедневного удаления твердых коммунальных отходов.

Напомним, что летом Правительство утвердило «дорожную карту» по внедрению раздельного сбора бытовых отходов. Документ предусматривает, в том числе подготовку предложений по отказу от использования мусоропроводов в строящихся МКД.

Инициатива по запрету мусоропроводов нашла поддержку у застройщиков, о чем ранее неоднократно информировал портал ЕРЗ.РФ.

За отказ от мусоропроводов также  выступают вице-премьер Виктория Абрамченко, общественная организация «Деловая Россия», Общественный совет при Минстрое, Всероссийское общество охраны природы и ряд депутатов Госдумы.

 

1.9. 11.2020 АНСБ. ТК 465 «Строительство» будет разделен на несколько технических комитетов

С 1 ноября с.г. вступил в действие основополагающий стандарт — ГОСТ Р 1.1 «О работе технических комитетов». В соответствии с этим стандартом в составе Технического комитета не может быть больше 100 организаций.

Если Технический комитет содержит большее количество организаций, он должен быть либо переформирован, либо разделен на несколько технических комитетов. Об этом участникам заседания секции: «Нормативно-техническое регулирование, стандартизация, строительный контроль, государственный надзор. Промышленность строительных материалов» Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству напомнил Андрей Лоцманов, первый заместитель председателя комитета РСПП по техническому регулированию, председатель совета по техническому регулированию и стандартизации при Министерстве промышленности и торговли РФ. Заседание секции состоялось 25 ноября.

Андрей Лоцманов подчеркнул, что в ТК465 «Строительство» в настоящий момент состоит 374 организации. Сейчас Росстандарт готовит приказ по реформированию тех технических комитетов, в состав которых входит более 100 организаций. «Поэтому нам нужно подумать уже сегодня, как реформировать работу ТК 465 «Строительство» и сделать на его базе 4-5 технических комитетов по отдельным направлениям. От этого все выигрывают, и работа по стандартизации по всем направлениям будет более управляемой», — предложил А.Лоцманов.

Напомним, что в настоящий момент в составе ТК 465 «Строительство» работают 27 подкомитетов и 9 рабочих групп по направлениям, охватывающим все области деятельности строительного комплекса, включая цифровизацию строительной отрасли и строительные материалы. Секретариат  ТК 465 работает на базе ФАУ «ФЦС» — организации, подведомственной Минстрою России. Возглавляет ТК 465 замминистра строительства и ЖКХ России Дмитрий Волков.

Дискуссии о том, что ТК 465 нужно разделить на несколько самостоятельных комитетов, ведутся с 2013 года, поскольку структура комитета стала весьма тяжелой и неповоротливой. Это сказывается на сроках прохождения через него документов по стандартизации. Вызывает много нареканий со стороны профессионального сообщества и фактическое «огосударствление» ТК 465, что несколько раз приводило к конфликтам  между чиновниками и представителями отрасли. Возможно, разделение одного из самых крупных ТК на несколько самостоятельных технических комитетов пойдет на пользу всей системе стандартизации в строительстве.

 

1.10. 11.2020 АНСБ. Свод правил СП-14 по строительству в сейсмических районах будет переработан

Минстрой России принял решение о переработке свода правил по строительству в сейсмических районах – именно этот СП вызвал максимальное количество нареканий после утверждения его без учета мнения профессионального сообщества.

26 июня с.г. вступило в силу Изменение № 1 к СП 14.13330.2018. Свод правил. Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП II-7-81*, внесшее существенные изменения в предыдущую редакцию, в том числе в части изменения степеней сейсмической опасности.

По результатам практического применения установлено, что уровень сейсмического воздействия по данным ОСР-2016, приведенным в приложении А Изменения № 1 к СП 14.13330.2018, имеет отличия от данных ОСР-2015, указанных в СП 14.13330.2018 в предыдущей редакции.

НОСТРОЙ на своем официальном сайте напоминает, что он неоднократно обращался в Минстрой России с просьбой приостановить действие Изменения № 1 к СП 14.13330.2018 в связи с возникающими трудностями при проектировании и строительстве зданий и сооружений в сейсмоопасных районах, связанными в том числе с необходимостью корректировки проектной документации в связи внесенными изменениями показателей сейсмичности в отдельных регионах Российской Федерации.

18.11.2020 на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) опубликовано уведомление о начале публичного обсуждения проекта Изменения № 2 к СП 14.13330.2018.

Согласно пояснительной записке к проекту Изменения № 2 необходимость внесения изменений в СП 14.13330.2018 обусловлена поступающими замечаниями и предложениями по результатам накопленного опыта применения действующего Изменения № 1 к СП 14.13330.2018 проектными и строительными организациями, в основу разработки которого были положены результаты теоретических исследований, недостаточно апробированных на практике.

НОСТРОЙ просит представителей профессионального сообщества принять участие в публичном обсуждении проекта Изменения № 2 к СП 14.13330.2018 для максимального учета мнения профессионального сообщества при утверждении СП 14.13330.2018 в новой редакции, а также во избежание удорожания строительства и срыва сроков реализации национальных проектов.

 

1.11. 11.2020 Строительная газета. В России упростили ряд процедур в сфере строительства

Правительство РФ утвердило новый перечень случаев, при которых для строительства и реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Соответствующее постановление размещено на сайте кабмина.

В документе прописаны 12 новых случаев, для которых не нужно получать разрешение на строительство. Ранее был установлен только один случай — строительство линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами.

Теперь в дополнение к нему разращение не нужно получать для строительства линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций и распределительных пунктов, тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150°C включительно, водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм, а также для линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм.

В перечень также попали объекты дорожного строительства. Так, разрешение не нужно получать при возведении автомобильных дорог IV и V категории, объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомобильных дорог, местных улиц, местных дорог и проездов улично-дорожной сети сельских поселений, пешеходных улиц и площадей городов, а также парковых дорог, проездов и велосипедных дорожек.

Постановлением также обновлен перечень случаев, при которых для строительства или реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.

Речь, в частности, идет о газопроводах с проектным рабочим давлением не более 0,6 мегапаскаля, сетях инженерно-технического обеспечения, размещение которых осуществляется внутри одного квартала, одного микрорайона, а также о подъездах, съездах и примыканиях к объектам дорожного сервиса и (или) автомобильных дорог, для строительства которых не требуется получение разрешений.

Кроме того, документом предусмотрена возможность без предоставления земельных участков и установления сервитутов размещать на государственных или муниципальных землях, не обремененных правами третьих лиц, площадки для размещения строительной техники и строительных грузов, а также некапитальные строения, предназначенные для обеспечения потребностей застройщика (мобильные бытовые городки, офисы продаж).

 

1.12. 11.2020 ЕРЗ. Правительство утвердило правила взаимодействия ПФР, Фонда защиты дольщиков и уполномоченных банков

На портале правой информации опубликовано Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 №1874 «Об утверждении Правил взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов с публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» и уполномоченными банками».

Согласно документу, Фонд защиты прав дольщиков (далее — Фонд) или уполномоченный банк, осуществляющие возврат участнику долевого строительства денежных средств после прекращения договора счета эскроу, обращаются в Пенсионный фонд с запросом об использовании таким участником строительства средств материнского капитала.

Такой запрос со стороны Фонда или уполномоченного банка должен быть направлен не позднее одного рабочего дня со дня обращения за выплатой участником долевого строительства.

Пенсионный фонд готовит уведомление об использовании участником строительства средств маткапитала и направляет его в адрес Фонда или уполномоченного банка в срок, не превышающий 5 рабочих дней.

Таким образом, на все взаимодействие для подтверждения использования участником строительства средств маткапитала отводится 6 рабочих дней со дня его обращения в Фонд или уполномоченный банк.

Правила содержат также:

  • перечень информации, направляемой Фондом или уполномоченным банком в Пенсионный фонд;
  • перечень сведений, указываемых Пенсионным фондом в уведомлении об использовании средств материнского капитала.

Ранее портал ЕРЗ.РФ информировал об упрощении процедуры повторного использования средств маткапитала в случае прекращения договора счета эскроу.

Постановление Правительства вступило в силу 23 ноября 2020 года.

 

1.13. 11.2020 BFM.RU. Законопроект о комплексном развитии территорий: дьявол кроется в деталях

Чем ближе рассмотрение во втором чтении нашумевшего законопроекта о комплексном развитии территорий (КРТ), тем активнее разговоры о том, какие именно изменения должны быть внесены в текст документа.

Совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного жилья и жилья, подлежащего сносу или реконструкции на основании адресных программ, утверждаемых в соответствии с жилищным законодательством (для справки: объем аварийного жилья в стране ежегодно увеличивается и к 2030 году может достичь отметки примерно 30 млн квадратных метров); добровольность переселения и обязательный учет мнения жителей, пришедшие на смену скандальной норме о фактически принудительном изъятии недвижимости; возможность как натуральной, так и денежной формы возмещения за сносимое жилье — причем на базе его рыночной стоимости; привлечение на основе аукционов средств инвесторов в проекты развития территорий; модернизация транспортных и инженерных систем и появление комфортной городской среды, создавать которую можно в отдельных районах, не нарушая при этом общую городскую ткань, — это еще не все краски в сложной картине будущего закона.

«Законопроект о совершенствовании института комплексного развития территорий непростой, но и сама сложившаяся в наших городах ситуация непростая и требует решения, — подчеркивает первый зампредседателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов. — Более того, уверен, не каждый мэр или губернатор рискнет запустить у себя подобный проект. Но тот, кто это сделает, будет иметь все возможности совершить качественную революцию в градостроительной политике своих городов. Надо дать смелым инструменты, они им сегодня очень нужны».

При этом Сергей Пахомов и сам признает особую в данном случае важность «тщательной обработки напильником»: «Конечно, необходимо определить жесткие, но понятные и для бизнеса, и для жителей рамки, это тоже правильно, и мы это обязательно сделаем ко второму чтению. Мы ни в коем случае не собираемся отказываться от приоритета права собственности и жилищных прав граждан, это не лишним будет напомнить публично».

Что касается игроков рынка недвижимости, то насчет самой законодательной концепции все за, но тоже считают, что без доработок не обойтись, подтвердил в беседе с Business FM президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), руководитель комиссии по вопросам ценообразования в строительстве Общественного совета при Минстрое Антон Глушков.

Еще осенью в процессе обсуждения законопроекта в его адрес звучали весьма резкие отзывы. Если кратко, критики говорили, что он не только сохраняет все отрицательные моменты существующего регулирования КРТ, которое так и не нашло применения на практике, но еще и усугубляет проблемы развития застроенных территорий. Сегодня, как отмечают в Общественном совете при Минстрое, ключевых направлений, по которым у профессионалов отрасли есть серьезные замечания, три.

Первое: как и в действующем регулировании, в законопроекте сохраняется слабая описательная часть и слабая градостроительная обоснованность необходимости реализации проектов КРТ. В частности, отсутствует множество необходимых критериев и четких формулировок, что изначально гарантирует путаницу при переходе от слов к делу, многие параметры вызывают недоумение — прежде всего, пресловутые 50%. «В проекте говорится о комплексном развитии территории при условии, что половину от нее составляют определенные здания. А остальные 50% — что, вообще любые дома? Как это может быть?» — приводит «Коммерсантъ» слова главы комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галины Хованской.

Второе: законопроект не в полной мере обеспечивает гарантии имущественных и жилищных прав граждан. Да, тема добровольности вхождения в программу КРТ, учета мнения собственников, компенсаций на рыночных условиях в нем поднимается. Но, например, Галина Хованская считает странным, что дом может быть включен в программу двумя третями голосов собственников и нанимателей пропорционально «общему числу жилых помещений», тогда как при выходе из программы в расчет принимаются лишь голоса собственников без отсылки к площадям квартир. Эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук рассказал «Известиям», что ко второму чтению нужно предусмотреть изменения, по которым согласие на вхождение в программу должны дать не только собственники жилья, но и владельцы гаражей. И таких замечаний множество.

И третье: законопроект нарушает базовые принципы градостроительного регулирования. Кстати, как крайность, обширные в случае с КРТ права чиновников могут свести на нет все привычные девелоперам документы территориального планирования, генпланы, ПЗЗ, нормы и правила и привести к настоящему административному диктату на местах.

Ранее для работы над поправками к законопроекту Общественный совет при Минстрое предложил создать рабочую группу. Как отмечает «Российская газета», к доработке текста ко второму чтению профильный вице-премьер Марат Хуснуллин подключился лично, пообещав не только выслушать представителей всех думских фракций, но и пообщаться с губернаторами и их заместителями, которых еще надо научить, как заниматься комплексным развитием территорий. Кто, с кем и до чего договорился, скоро узнаем.

 

1.14. 11.2020 ЕРЗ. Как изменится положение об авторском надзоре

Минстрой подготовил Изменения №1 к СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений».

Документ претерпит достаточно масштабные изменения. В частности:

  • будет скорректирован перечень основных задач и функций при осуществлении авторского надзора;
  • будет скорректирован порядок организации и проведения авторского надзора;
  • вводятся положения, касающиеся использования информационной модели объекта капитального строительства (BIM-моделирование) при осуществлении авторского надзора;
  • будет скорректирован состав работ по авторскому надзору. Вместо «рабочей» документации в отношении последней будет использоваться слово «проектная»;
  • будет скорректирован порядок внесения изменений в проектную документацию;
  • в состав примерного перечня основных видов работ, ответственных конструкций будут добавлены монтаж фасадных и витражных конструкций;
  • исключаются дублирующие ГК РФ, ГрК РФ и федеральные законы термины и определения авторского надзора, строительного контроля, рабочей документации, критического, значительного и малозначительного дефектов. Изменено определение «скрытых работ»;
  • в измененном документе с 12 до 17 расширен перечень используемых нормативных ссылок.

Ранее портал ЕРЗ.РФ также информировал о разъяснениях Минстроя о необходимости и стоимости авторского надзора.

 

1.15. 11.2020 Минстрой НОВОСТИ. В актуализированной редакции СП 160 будут установлены требования к проектированию атриумов

Минстрой России подготовил проект Изменения №2 СП 160 «Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования», который обеспечит дополнительные возможности для использования нежилых площадей, а также будет способствовать повышению безопасности и энергоэффективности.

Об одном из знаковых изменений в составе проекта документа рассказал заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Дмитрий Волков.

В проекте документа прописана возможность размещения общеобразовательных организаций в многофункциональных зданиях и комплексах. До сих пор размещение школ в многофункциональном здании не оговаривалось, что вызывало противоречия при согласовании проектов. При этом было понятно, что в малых городах такие решения могут быть чрезвычайно востребованы. Теперь, когда проект СП содержит подобные вариативные требования, школы могут быть размещены в составе многофункционального здания. При этом проектировщик обязан выполнить требования СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», а также СП 251 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования».

«Общеобразовательное учреждение в составе многофункционального здания или комплекса должно иметь свой собственный вход и эвакуационный выход. При этом, школа может быть соединена с общими коммуникационными пространствами, например, теплым переходом. Чтобы дети, если их родители, например, снимают в здании апартаменты, могли идти на занятия, не выходя на улицу», – заметил Дмитрий Волков.

Напомним, согласно СанПиН, в учебных классах предусматривается левосторонняя естественная освещенность. Для обеспечения необходимой освещенности соотношение площади остекления к площади помещения должно быть не менее 1:6. СанПиН также содержит информацию обо всех необходимых в школе помещениях, залах, кабинетах, а также требования к оснащению мебелью, инвентарем и оборудованием.

СП 251 определяет максимальное количество обучающихся, которое не должно превышать 30 человек. Документ также определяет площади помещений и кабинетов. Например, площадь на одного обучаемого в классе биологии, физики или химии составляет 3,5 кв. метров, а в кабинете черчения – 6 кв. метров.

Дмитрий Волков добавил, что в составе проекта изменения к СП 160 уточнены и некоторые требования к определению энергоэффективности многофункциональных зданий, в частности, указано за счет чего возможно некоторое снижение потребления электроэнергии. Например, за счет организации отдельных инженерных систем для помещений разного функционального назначения с различным режимом работы, а также за счет применения систем вентиляции и кондиционирования воздуха с регулируемым переменным расходом воздуха.

О другом важном и ожидаемом изменении сообщил начальник отдела научных исследований жилых и общественных зданий АО ЦНИИПромзданий Николай Дубынин.

По его словам, уточнены требования по проектированию атриумов с целью исключения разработки дополнительных обосновывающих мероприятий. Инициатором этого изменения стало подведомственное учреждение Минстроя – ФАУ «Главгосэкспертиза России». В проекте документа определено: что такое галерея в атриуме, панорамный лифт, а также какие бывают виды коммуникационных пространств.

«Атриум представляет собой не просто красивое архитектурное решение. Это – возможность организации представительного коммуникационного пространства, а также – способ повышения энергетической эффективности здания в целом. В подготовленном проекте Изменения СП 160 уточнено, что именно надо сделать, чтобы атриум был безопасным. В атриуме допускается размещать открытые лестницы, эскалаторы, траволаторы и панорамные лифты, соединяющие только этажи атриума.  Ширина эвакуационного прохода по галереям с учетом возможности эвакуации маломобильных групп населения, пользующихся креслом-коляской, должна составлять не менее 1,5 метров. Галереи должны вести к эвакуационным выходам в обе стороны от выхода из помещений», – сказал Николай Дубынин.

Он добавил, что сейчас вопрос устройства атриумов зачастую решается методом подготовки проектировщиками расчетных обоснований принятых решений, но вскоре, с принятием изменений в свод правил, для общего случая эта необходимость пропадет.

В составе документа также актуализированы требования к проектированию в составе многофункциональных зданий и комплексов помещений торгово-развлекательного назначения и вокзалов, внесены новые дополнительные требования к загрузочным помещениям предприятий торговли.

В проекте Изменения СП 160 также обновлены требования по устройству детских игровых зон в составе многофункциональных зданий с учетом применения МР 2.4.0130-18 Методические рекомендации «Оборудование и организация работы детских игровых комнат, размещаемых в торговых и культурно-досуговых центрах, павильонах и прочих объектах нежилого значения».

Для эвакуации из помещений для временного пребывания и досуга детей, из детских кафе, магазинов детских товаров, детских кинозалов проект Изменения СП 160 предусматривает пути эвакуации к двум рассредоточенным лестничным клеткам Л1 или Н2 или к двум выходам непосредственно наружу. Также определено, что магазины детских товаров, детские кинозалы должны размещаться не выше третьего этажа.

«Применение новых энергоэффективных технологий позволит снизить затраты тепла и получить удельную экономию до 3 млн рублей на каждые 10 тысяч квадратных метров здания. Проект Изменения СП 160проходил публичное обсуждение, в ходе которого стало понятно, что большое количество организаций –  и органы власти, и госкомпании, и представителей большого и малого бизнеса – видят грядущие изменения актуальными и полезными для развития соответствующего отраслевого сегмента», – заметил Николай Дубынин.

 

 

М.М. Куликов

27.11.2020

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.